Румянцев
ЕвгенийВладимирович
Проректор по научной работе ИГХТУ

12 октября декан факультета фундаментальной и прикладной химии Ивановского государственного химико-технологического университета, доверенное лицо президента России Евгений Румянцев принял участие в онлайн-интервью на сайте doverennielitsa.ru. 

On-line интервью

12 октября 10:53
Андрей , Иваново , бизнесмен
Прочел недавно сообщение, что предприятие «Стандартпласт», которое выпускает шумо-, вибро- и теплоизоляционные материалы для крупных автозаводов, собралось открывать в вашем вузе свою кафедру для научных разработок. Какие-то подвижки уже есть по этому вопросу?

Наш вуз – один из лидеров по созданию базовых кафедр. Ведь это та самая связка между производством и нами, вузами, когда наши учебные программы адаптированы под реальные потребности современного производства. С названным предприятием заключен соответствующий договор, и с этого года кафедра будет работать. И вообще эта тенденция более тесного взаимоотношения вуза и производства сохраняется, и мы всячески стараемся привлекать представителей работодателей к учебному процессу и выполнению дипломных работ.  

12 октября 10:52
Виктория
Ребенку 14 лет, и он ненавидит химию. Есть ли способ, который может помочь изменить его отношение к этому предмету?

Не надо заставлять ребенка любить химию, это самое главное. Человек через осознание себя как части природы, поняв, что химия есть везде – и внутри и снаружи,  – поймет, что это совершенно удивительная наука и область знаний, которая дала людям практически все. Химия развивается быстрыми темпами. О достижениях химиков можно говорить бесконечно. К тому же от ненависти до любви один шаг. Поэтому если приложить немного усилий просто к тому, чтобы человек понял какие-то простые вещи, то полюбить химию можно. Я могу привести пример. Мы у себя в университете реализуем проект "Центр семейной химии". Мы изучаем химию всей семьей, когда бабушки, дедушки, мамы и папы вместе со своими детьми, учениками начальных классов, приходят к нам в университет и мы с помощью интересных завлекающих программ пробуждаем особое внимание к этой науки. И в дальнейшем эти дети идут в профильные классы.    

12 октября 10:50
Дмитрий , Нижней Новгород
Одна из острых проблем – трудоустройство выпускников вузов. Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринимать для решения этого вопроса?

В решении этого вопроса должны предпринимать шаги все участники процесса. Это студенты, вузы, работодатели. Что для этого нужно сделать? Как можно больше мероприятий, таких как «Ярмарка вакансий», которые показывают, в какой отрасли или на каком предприятии есть необходимость в определенных кадрах. У нас в области ежегодно проходит нечто подобное весной, когда на такую «ярмарку» приезжают представители множества компаний из всех уголков страны. И как раз там мы можем показать, что называется, товар лицом. В свою очередь работодатели могут познакомиться не заочно, а пообщаться вживую с будущим работником. А это тоже ценно.  Я также могу сказать, что такое крупное предприятие, как «Еврохим», второй год подряд организует что-то вроде турниров по решению кейсов командами наших студентов, а по результатам они не просто отбирают лучших, а фактически себе ищут талантливых выпускников для будущего трудоустройства у себя. И такие крупнейшие предприятия уже давно повернулись к вузам лицом и отбирают себе работников не только из числа старшекурсников, но и студентов младших курсов. И начинают вести их для себя, для своего предприятия.

И в глобальном смысле должен быть заказ на подготовку кадров. Кстати говоря, предприятия даже могут участвовать в формировании конкретных цифр приема на то или иное направление. Этот министерский конкурс проходит ежегодно. И сейчас при распределении этих контрольных цифр местные региональные департаменты образования учитывают мнение работодателей, которые находятся на территории того или иного региона. Поэтому и работодатели должны быть активны в этом вопросе налаживать взаимоотношение через органы власти с вузами, чтобы принимать решения: сколько и кому надо каких специалистов в будущем.      

12 октября 10:49
Муса Ибрагимович , Махачкала , предприниматель
Есть ли действенные механизмы по возвращению наших ученых, которые в свое время уехали из России и СССР?

Эта проблема неоднократно обсуждалась на правительственном уровне, и были предприняты некоторые шаги со стороны Министерства образования и науки, есть программа мегагрантов, которая уже привлекал наших ведущих ученых, работавших за рубежом, в российские организации для создания новых научных коллективов и участия в новых разработках. Это произошло. Есть ли еще какие-то механизмы? Это в первую очередь создание условий для эффективной работы здесь. Но тем не менее есть много российских ученых, которые работают и в России, и за границей. И это не просто подработка. Это сегодняшняя особенность проведения научных исследований. Сегодня наука не делается одним человеком в одной лаборатории. Сегодня мы должны работать в коллаборации, в тесном сотрудничестве с другими научными коллективами и учеными. И чем больше таких тесных сотрудничеств будет у ученого, тем качественнее будет эта наука и тем будут интереснее ее результаты. А возвращать ученых... Я не вижу в этом определенной задачи. У нас масса студентов обучается в наших вузах, у нас есть те, кто поступает в аспирантуру и защищает кандидатские. И главная задача, которая стоит перед государством, – воспитание молодые ученых здесь и сейчас. А привлекать тех, кто уехал, к научным разработкам в России, конечно, нужно.  

12 октября 10:48
Анна Петровна , Кирово-Чепепцк , педагог
Здравствуйте! Я знаю, что в вашем вузе работает программа по "целевикам". В частности, предприятие нашего города заключило контракт с вашим вузом. Понятно, что такое сотрудничество обоюдовыгодно и ребятам, и предприятию, и вузу. И все же, активно ли развивается вообще программа по "целевикам"? Много ли предприятий с вами сотрудничает? И на ваш взгляд, какой процент "целевиков" должен быть в вузе?

Целевая подготовка – это адресная подготовка людей для каких-то конкретных химических предприятий. Такая подготовка в нашем институте велась всегда. В последние годы несколько крупных химических холдингов, включая «ФосАгро», «Еврохим» и многие другие, обращаются к нам за помощью в подготовке конкретных специалистов.

Сколько должно быть таких специалистов? Думаю, что столько, сколько нужно современной промышленности. Согласно Конституции России обязательно трудоустроить человека на предприятие после окончания вуза мы не можем, и эта дискуссионная тема уже долгие годы активно обсуждается на всех уровнях и всех площадках.

Понятно, что модель, которая есть в некоторых западных странах, когда предприятие полностью оплачивает обучение конкретного специалиста, у нас пока неприменима, но есть и другие варианты. Путем заключения специальных трехсторонних договором между вузом, предприятием и студентом, когда конкретное предприятие оказывает посильную техническую помощь в обучении, можно добиться существенного улучшения ситуации. То есть эта та модель, которая крайне необходима для развития российского производства. 

Страницы