Латышев
ЮрийИванович
Учитель истории

3 ноября 2016 года учитель истории, доверенное лицо президента России Юрий Латышев принял участие в онлайн-интервью на сайте doverennielitsa.ru. 

On-line интервью

2 ноября 23:50
Алексей , Верхняя Пышма Свердловской области , журналист
Юрий Иванович! История не имеет сослагательного наклонения, но все же, как могла бы развиваться Россия, не будь Великой Октябрьской социалистической революции? Учитываем ли мы сегодня ошибки периода начала прошлого века?

На самом деле сослагательное наклонение в отношении истории – это гадание на кофейной гуще. Я, например, сомневаюсь в том, что мы стали бы лучше и сильнее, не будь Октябрьской революции. Если весь мир признавал, что мы преодолели за десятилетие столетнее отставание в образовании, в грамотности, – этот факт говорит о том, что навряд ли мы сделали бы такой рывок, который был сделан после революции 1917 года. Ведь без образования все равно движения вперед не будет. 

2 ноября 18:07
Алексей , Москва
Как сегодня, на ваш взгляд, должна преподаваться история в школе?

Я уже давным-давно об этом говорил и продолжаю говорить: при преподавании истории необходимо акцентировать внимание именно на героическое прошлое страны, на успехи и достижения. Именно тогда мы сможем воспитать у подрастающего поколения любовь к родине, чувство патриотизма. Да, надо показать недостатки, но не акцентировать на них внимание. В советское время мне нравилось, что, когда говорили о полководческом таланте Суворова, не делали акцент на том, что он участвовал в подавлении Пугачевского восстания. Мы говорили о полководце, о его таланте. А сейчас у нас задача одна: найти и показать все негативные стороны, например периода после 1917 года. Да и не только этого, но и даже времени Ивана Грозного. История не должна быть складом причин поражений, неудач, имен негодяев. Мы должны акцентировать свое внимание на достижениях. Посмотрите, в школьных учебниках сразу четыре параграфа посвящено началу Великой Отечественной войны, 1941 году, и из них – два параграфа, в которых идет речь только о неудачах первого года войны, а на Сталинградскую и Курскую битвы отводят по полстраницы. Этот акцент верен? Я думаю, нет. Скажи человеку сто раз, что он свинья, так он начнет хрюкать. Это желание захрюкать есть у нашей интеллигенции, которая всегда знает, что нужно делать. Именно такие люди готовили всегда в стране революции, а потом не узнавали то, что свершилось, и вновь строили свои планы. Поэтому история должна поднимать человека, заставлять гордиться своей страной. А нас все время заставляют каяться и извиняться. Это ненормально. В истории каждого народа есть негативные моменты, но не они сделали нашу страну великой державой и империей.  

2 ноября 18:06
Виктория , Ногинск
Как вы считаете, «Архипелаг ГУЛАГ» – полезное чтение для школьников?

Сейчас произошла какая-то гиперболизация ГУЛАГа, особенно в цифровых данных, которые не совпадают с данными, которые представил в своих книгах Солженицын.

Но проблема не только в этом. Я считаю, что преподавать в школе эти работы Солженицына не стоит. Это может навредить психике ребенка и его мировоззрению. С другой стороны, наряду с невинно погибшими была большая группа той пятой колонны, которая была готова свергнуть существовавший режим. И навряд ли бы мы выиграли Великую Отечественную войну, если бы не были ликвидированы и они.

Более того, и сегодня эта проблема существует. Пятая колонна всегда будет за то, чтобы ГУЛАГ в сознании россиян существовал в качестве жуткого предупреждения.

Если же говорить о «ГУЛАГе» как о литературном произведении, то его ценность не так велика. Чтение этих томов сложное и не создает художественного восприятия, лишь политический оттенок, и не более того.  Сейчас, к сожалению, выброшены из программы те произведения, которые как раз и формируют положительный образ нашей страны. Вот это жаль. 

2 ноября 18:06
Олеся , Москва
Почему сейчас возник интерес к фигуре царя Ивана Грозного?

Толчком стало установка памятника в Орле, я думаю. Ведь интерес к любому историческому периоду всегда возникает не на пустом месте, и трактовки всегда идут с акцентом на те вехи, которые в данный момент активно обсуждаются в обществе.  

Сейчас период правления Ивана Грозного все чаще сравнивают с кровавым режимом Сталина, причем нередко заявляют, что это у нас, у страны и ее правителей наследственное – уничтожать людей. Но любые исторические эпохи можно сравнивать друг с другом. Например, сравните период правления Ивана Грозного с действиями английских королей или Варфоломеевской ночью во Франции? Или возьмите того же Маннергейма, который в Финляндии за одну ночь уничтожил десятки тысяч человек – неугодных идеологических противников.

С другой стороны, Иван Грозный остается фигурой, который создал многонациональное государство. И именно это сейчас становится почвой для определенных националистических тенденций. Даже присоединение Казани. Кстати в захвате Казани участвовали не только русские, но и татары, которые находились в составе войск Ивана Грозного, но об этом почему-то предпочитают помалкивать. 

2 ноября 18:04
Дмитрий , Челябинск
На примере Украины мы видим, что в считанные годы можно переписать учебники истории. Как быть в такой ситуации? Как можно разоблачить историческую ложь?

Наш Ульяновск является городом-побратимом Феодосии, и я был там на встрече с учителями истории. И тогда я сразу сказал, что сегодня для Крыма важно, чтобы учителя во время преподавания в школе как можно больше апеллировали фактами. В свое время на уроках истории я спрашивал у детей: Сталин – это гений или злодей? Вот вам аптекарские весы: на одну чашу кладите достижения Советского Союза, а на другую погибших советских граждан и делайте выводы. И я не навязывал им свою точку зрения. И в Крыму надо идти по такому пути. Быстро изменить то, что преподавали детям невозможно. Это уже все в головах.

Я все время говорю: почему мы помним Лермонтова, Пушкина, Некрасова? Потому что они были в наших букварях! Поэтому в случае с Крымом только одно: медленное, кропотливое и с фактами в руках. 

Страницы