Версия для печати
Антонова Ирина Александровна
Президент ФГУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»

Ирина Антонова: Нового искусства не будет еще очень долго

Президент ГМИИ им. Пушкина, доверенное лицо президента России Ирина Антонова в интервью газете «Известия» рассказала о выставке «Голоса воображаемого музея Андре Мальро», которая открылась 1 декабря.

«Здесь будет представлена концепция мирового искусства Андре Мальро, которая изменила музейную практику ХХ века. Дело в том, что вся практика музейной работы сейчас – характер приобретений, сопоставлений, показа, то, как мы на своем экспозиционном языке рассказываем об истории искусств, – так или иначе продолжает идеи Мальро. Вы можете прийти в Лувр и в залах классического искусства неожиданно увидеть сверхсовременные вещи.

Почему это делается? Потому что современное искусство ищет, как ему жить и развиваться. Очевидно, что одного главного направления нет. Вы видите, как сейчас с огромной силой выходит на поверхность фигуративное искусство, когда вы угадываете, что это – человеческая фигура, это – собака, а это – стол. В России понятно почему, но и в других странах тоже», – сказала Антонова.

По ее словам, предстоит пройти огромный путь, прежде чем будет найдено искусство, которое уложится в отлитую, законченную форму, в большой стиль.

«Некоторые говорят: «Уже пора бы появиться новому». Его не будет еще очень долго – может быть, тысячу лет, как в Средние века. Они начались в III–IV столетиях и закончились примерно в XIV веке в Италии, а где-нибудь в Перми, если вспомнить о знаменитой пермской скульптуре, – аж в XVII веке.

Сегодня мы только в начале процесса, поэтому нельзя быть нетерпеливым. Кто немножко знает историю искусства, понимает, что сейчас самое время оглянуться назад. Время посмотреть на мир и понять: помимо Европы и Америки есть Китай, Индия, Африка, Мексика, Ближний и Дальний Восток. Вот сейчас все говорят про Пальмиру. Вы поймите, то, что потеряно в Пальмире, – не красивые домики, а огромный пласт культуры, духовной культуры. Главное достоинство Мальро в том, что он поднял весь этот материал и сказал: вот искусство мира», – подчеркнула Антонова.