Версия для печати
Иванова Валентина Николаевна
Председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, член Совета по делам казачества при президенте РФ, профессор, доктор экономических наук

Валентина Иванова: Синхронизация уровней образования является одним из значимых факторов, влияющих на качество образования

Всероссийская практическая конференция «Факторы и механизмы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов» завершила свою работу в Москве. В заключительном пленарном заседании приняли участие заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Павел Сергоманов и ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), доверенное лицо президента России Валентина Иванова.

Участники конференции на заседании и круглых столах всесторонне рассмотрели проблемы внедрения новых ФГОСов  в систему общего и дошкольного образования,  вопросы реализации моделей  государственно-общественного управления  образованием, а также процесс модернизации системы подготовки и повышения квалификации  педагогических работников в сфере общего и дошкольного образования. Заместитель директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов отметил важность синхронизации всего образовательного процесса.

«В законе «Об образовании» прописаны задачи: сохранение единства образовательного пространства в РФ и преемственности образовательных программ. Преемственность заключается в состыковке между собой программ дошкольного, школьного, а далее и высшего образований. Она обеспечивается с помощью примерных образовательных программ и правильно организованного взаимодействия педагогов разных образовательных ступеней», — сказал Павел Сергоманов. Он также подчеркнул, что закон «Об образовании» говорит не о едином образовательном пространстве, а о его единстве.

«Мы не должны предполагать, что у нас все детские сады, все школы взяли под козырек, построились и реализуют одно и то же. Единство образовательного пространства подразумевает уравнивание детей в правах, в том числе детей с ОВЗ, и обеспечение гарантии общих результатов, независимо от происхождения ребенка и прочих факторов. Поэтому глубоко неверно трактовать единство как единообразие. Мы говорим только о единстве прав и результатов, а способы образования, образовательные программы находятся в полномочиях образовательных организаций, то есть могут быть вариативными», — резюмировал Павел Сергоманов.

Подводя итоги конференции, модератор пленарного заседания, ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского, доверенное лицо президента Валентина Иванова изложила рекомендации, которые планируется представить на рассмотрение Минобрнауки и органов управления образованием субъектов РФ.

«Многочисленными исследованиями установлено, что синхронизация уровней образования является одним из значимых факторов, влияющих на качество образования и эффективность функционирования образовательной организации. Вот почему построение эффективной системы подготовки детей к школе, синхронизация ее элементов и процессов требуют сегодня разработки научно обоснованных рекомендаций, доведенных до педагогических технологий», — сообщила Валентина Иванова.

Министерству образования и науки будет предложено разработать программы повышения квалификации для руководителей и сотрудников органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также для работников в сфере образования; развивать систему общественного участия (в том числе родительского) в государственно-общественном управлении образовательной деятельностью; внести дополнения в нормативно-правовую базу, «устанавливающие более суровую административную ответственность родителей учащихся за недостойное поведение последних и их неприемлемое отношение к учебе»; разработать унифицированные критерии в оценке качества образования, продолжить практику ограничения объемов отчетной документации для работников учреждений общего и дошкольного образования. Руководителям органов управления субъектов РФ в сфере образования рекомендовано провести мониторинг рабочих программ образовательных организаций на предмет их соответствия ФГОС, сделать упор на дистанционные образовательные технологии в процессе повышения квалификации педагогических работников. Учебным организациям предлагается усилить психологическое сопровождение обучающихся, то есть повысить роль таких педагогических работников, как психологи, дефектологи и логопеды. Прозвучало предложение организовать методическую поддержку для педагогов с целью разъяснения им их прав, обязанностей, механизмов формирования заработной платы.