Версия для печати

Правительство России создаст Федеральный центр по образованию для инвалидов

Правительство России создаст Федеральный центр по образованию для инвалидов

Доверенные лица президента России комментируют создание правительством России Федерального методического центра, который займется вопросами организации образования для инвалидов.

Речь идет об обеспечении безбарьерного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к профессиональному образованию, в том числе среднему профессиональному, которое в числе приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов.

«Я сомневаюсь, что создаваемая правительством структура будет способна охватить все образовательные потребности людей с инвалидностью, — сказал в интервью сайту doverennielitsa.ru директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения в Псковской области, доверенное лицо президента России Андрей Царев. — Не очень понимаю, чем будет заниматься это ведомство. Нормативная база по организации образования для людей с ограниченными возможностями уже есть, утверждены государственные образовательные стандарты, которые регулируют эту деятельность. На основе этих стандартов разрабатываются адаптированные для инвалидов общеобразовательные программы».

«Нам нужны сейчас не общие методические рекомендации по вопросам организации образования для инвалидов, а конкретные программы по различным нозологиям, — продолжает Царев. — Ведь у каждого заболевания, каждого вида инвалидности свои особенности, и, например, детям с аутизмом требуется совершенно иная образовательная программа, чем инвалидам по зрению. Не думаю, что нам так необходим центр, который бы регулировал и координировал все вообще. Вряд ли его работа будет реальна и эффективна. Большого смысла в такой структуре я не вижу».  

Завуч начальной школы № 69 в Екатеринбурге, доверенное лицо президента России Екатерина Белоцерковская, напротив, считает, что такой центр необходим, и не только на федеральном уровне, но и в регионах.  

«Такой центр необходим, но мне кажется, что один центр здесь не сможет решить все проблемы, — сказала Белоцерковская в интервью сайту doverennielitsa.ru. — Такие центры должны работать в каждом регионе страны. Они должны оказывать всю необходимую помощь родителям детей-инвалидов, поскольку они сами не всегда уверены, в какую школу им нужно отдать ребенка: в обычную или специализированную».

«Сейчас дети с ограниченными физическими возможностями могут учиться и в обычной школе, — продолжает Белоцерковская. — Наша школа тоже принимает таких детей. Но проблема в том, что наши учителя не всегда могут работать с такими детьми. Если мы возьмем, к примеру, слабослышащего ребенка или слабовидящего ребенка, то учителя здесь должны владеть определенными технологиями для обучения таких детей».

Белоцерковская считает, что такие центры должны оказывать специальную помощь и детям. Нужна серьезная психологическая адаптация таких детей в рамках общеобразовательной школы: «При таких центрах должна существовать специальная психологическая служба, которая работала бы одновременно и с детьми-инвалидами, и с их родителями. И, конечно, такие центры должны работать с учителями. Да, педагоги сейчас проходят курсы для того, чтобы работать с такими сложными детьми, но в рамках этих курсов нет глубокого погружения в методологию и специфику работы с такими детьми».

Белоцерковская также отметила, что сейчас все школы обязаны принимать детей с ограниченными физическими возможностями. Но чтобы их обучение было эффективным, каждая школа в этом вопросе должна быть специализирована. Например, одна школа должна быть адаптирована для детей с ДЦП, а другая — для слабослышащих детей. При этом ни в коем случае не должны исчезнуть специализированные коррекционные школы.