Версия для печати

Преподаватели русского языка учатся в Сочи говорить по-русски

Преподаватели русского языка учатся в Сочи говорить по-русски

IV Международный педагогический форум «Текст культуры и культура текста» при поддержке фонда «Русский мир» проходит в Сочи. Делегаты из 30 стран и 60 регионов России представляют на нем более 200 образовательных учреждений.

Педагоги и лингвисты обсуждают особенности программ изучения русского языка в условиях современности, подготовку и аттестацию учителей-словесников, словари и современную языковую норму, а также инновационные подходы к обучению русскому языку.

Кандидат филологических наук, доверенное лицо президента России Елена Гоголева считает актуальным рассмотрение вопросов, касающихся методик преподавания русского языка в современных условиях.

«Текст — это структурно-гармоническое создание чего-либо, — говорит в интервью сайту doverennielitsa.ru Елена Гоголева, комментируя тему фестиваля. — Если текст культуры искусственно нарушается, это диагноз каких-то нехороших, а иногда и катастрофических изменений. В какой степени в тексте культуры находятся разные поколения или разные нации, которые вливаются, например, в нашу культуру, — очень важный вопрос для рассмотрения специалистами. Культура текста также актуальна: что мы говорим и пишем и как мы говорим и пишем».

«Для современного речевого обихода очень характерна организация языка на всех уровнях. Это серьезная проблема культуры речи, и мы ее обсуждаем, — добавляет филолог. — Практика моей работы показывает, что люди стали меньше читать, но они еще и не учатся, не тренируются «вкусно» говорить. И, кстати, филологам это тоже свойственно».

По мнению Гоголевой, филологи очень часто владеют книжной лексикой и умеют говорить гладко, но ученикам требуется совсем другое. «Детям нужна «вкусная» речь, — подчеркивает она. — Среди филологов нет сейчас Андрониковых, Лихачевых и Лотманов. Таких людей, которые могли бы на высоком научном уровне и в то же время на доступном словесном уровне объяснять феномен национальной мировой культуры».

Основной причиной происходящего Елена Гоголева считает отсутствие у будущих филологов качественного курса обучения современной риторике. «Сейчас очень сжатые бакалавриатские программы, и у филологов практически нет полноценного курса обучения современной риторике. Он есть только в некоторых ведущих вузах страны, потому что специалистов, качественно преподающих риторику, в стране раз-два и обчелся, к сожалению», — констатирует Гоголева.

Фото © РИА Новости / Илья Питалев